3.1. При управлении трамвайным вагоном водитель обязан обеспечивать:
- безопасность движения.
- высокую культуру обслуживания пассажиров.
- выполнение расписания движения.
- сохранность подвижного состава.
- экономный расход электроэнергии.
- выполнение требований техники безопасности.
- выполнения правил дорожного движения.
3.2. Во время движения трамвайного вагона водителю запрещается:
- отвлекаться от управления поездом, принимать пищу, курить, разговаривать и продавать абонементные талоны и
месячные проездные билеты -С конца 1997-го года на водителей ОТ не распространяется, пользоваться
радиоприёмником или магнитофоном.
- провозить в кабине посторонних лиц (в кабине могут находиться закреплённый за водителем стажёр или ученик
водителя, начальник маршрута и водитель-инструктор при исполнении своих служебных обязанностей).
- производить посадку и высадку пассажиров до полной остановки поезда и на перегонах между
остановочными пунктами, за исключением аварийных случаев или вынужденной длительной остановки вызванной задержкой движения (п.
4.9 ДИ).
- приводить в движение и вести поезд с открытыми дверьми.
- запрещается длительное движение поезда на реостатных позициях контроллера водителя (маневровая позиция).
3.3. Водитель обязан вести свой поезд через контрольные пункты в соответствии с поездным расписанием.
3.4. Водитель обязан вести свой трамвай со скоростью не превышающей установленные ограничения (знаки режима
движения, Приложение 11) с учётом интенсивности движения, дорожных и атмосферных условий и наполнения поезда.
3.5. Во время управления поездом водитель обязан следить за исправной работой оборудования поезда, за состоянием
контактной сети и путей.
3.6. Следовать укороченным рейсом или по изменённому маршруту разрешается только по письменному распоряжения
диспетчера конечной станции или линейного работника Службы движения, записанному в наряде водителя.
3.7. В случае опоздания, нагон времени можно производить из расчёта 5 мин. на 1 час пробега. При введении
дополнительного времени к пробегу нагон времени запрещён.
3.8. При разъезде со встречным поездом водитель обязан:
- выключить контроллер, при необходимости снизить скорость для обеспечения безопасности движения.
- скорость движения мимо стоящего поезда не более 15 км/ч.
- движение запрещено, если при разъезде 2-х поездов на междупутье находится человек.
3.9. При проезде мимо шествий и колонн воинских частей скорость не более 10 км/ч. При проезде мест скопления
пешеходов, скорость не более 5 км/ч. Водитель должен на нерегулируемом пешеходном переходе:
- уступить дорогу пешеходам переходящим проезжую часть.
- обеспечить безопасность движения пешеходов, если параллельно идущее транспортное средство снизило скорость или
остановилось.
- на регулируемых пешеходных переходах дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части.
3.10. Запрещается следовать за впереди идущим поездом на расстоянии менее 60 метров при скорости движения до 25
км/ч и менее 120 метров при скорости движения более 25 км/ч.
Дистанции между идущими поездами на Стрельнинской линии должны быть увеличены вдвое.
Дистанция за впереди идущим нерельсовым транспортом выбирается в зависимости от скорости и дорожных условий.
3.11. В случае заболевания и невозможности продолжить управление поездом, водитель обязан сообщить об этом
линейному работнику или водителю сзади идущего поезда. Водитель следующего поезда обязан взять на буксир поезд
заболевшего водителя. Перейти в кабину первого поезда и довести поезд до ближайшей конечной станции или парка
(Инструкция по сцепке и буксировке).
3.12. Водитель обязан остановить поезд:
- на остановочных пунктах.
- по запрещающему сигналу светофора или регулировщика.
- по требованию работников милиции, дружинников и внештатных сотрудников милиции, линейных работников.
- при угрозе дорожно-транспортного происшествия.
- по тревожному сигналу пассажиров, пешеходов или другого лица.
- при появлении постороннего стука и шума, при обрыве или резком колебании контактных проводов, отключении
напряжения контактной сети.
- при наличии препятствий движению.
Водитель обязан остановить поезд экстренным тормозом в случаях угрожающих безопасности движения.
3.13. При подъезде к остановочному пункту водитель обязан:
- следить за пассажирами находящимися на посадочной площадке.
- снизить скорость движения, остановка поезда должна быть произведена плавно, так чтобы передняя площадка
моторного вагона находилась против указателя остановочного пункта.
- открыть все двери для высадки и посадки пассажиров.
- объявить название остановочного пункта.
3.14. При скоплении поездов (3-х и более) расстояние между стоящими поездами может быть сокращено до 3-х
метров, при этом подъезд к стоящему поезду должен быть со скоростью не более 5 км/ч с предварительной остановкой за
15 метров.
3.15. Водители пассажирских поездов обязаны останавливать поезда на всех обозначенных остановочных пунктах и
производить посадку и высадку пассажиров.
3.16. На остановочном пункте водитель обязан:
- следить за посадкой пассажиров.
- продавать абонементные талоны и проездные билеты - С конца 1997-го года на водителей ОТ не распространяется.
3.17. Перед отправлением поезда с остановочного пункта водитель обязан:
- объявить пассажирам об окончании посадки.
- закрыть двери вагонов.
- объявить название следующей остановки.
- убедившись в безопасности движения произвести пуск поезда.
3.18. Ведение информации не связанной с эксплуатацией подвижного состава, безопасностью движения и культурой
обслуживания пассажиров запрещается.
3.19. Скорость движения трамвайного вагона на мостах, уклонах и путепроводах не должна превышать скорости,
установленной соответствующим знаком перед началом спуска.
3.20. Если на указанных участках скорость движения не ограничена, то водитель обязан выбирать скорость в
зависимости от дорожных условий.
3.21. Если перед началом спуска установлен знак "Техническая остановка", водитель обязан остановить поезд с целью
проверки действия тормозов. При обнаружении неисправности служебного тормоза водитель обязан высадить пассажиров и
далее вести поезд на буксире до конца участка повышенной опасности.
3.22. Запрещается движение на ходовых позициях контроллера водителя на затяжных спусках.
3.23. Скорость движения на спецустройствах разводных мостов не более 10 км/час.
3.24. Дистанция между поездами на подъёмах и спусках выбирается в зависимости от скорости и дорожных условий, но
не менее 120 м.
3.25. Приближение поезда к стоящему впереди поезду разрешается на расстояние - не менее 60 метров на
Крестовском мосту в сторону Барочной ул., Пискаревском путепроводе в оба направления, эстакаде Володарского моста
(вдоль реки Невы),
- не менее 30 метров на остальных подъёмах и спусках.
3.26. При движении поезда по кривым участкам пути скорость движения не должна превышать скорость, указанную на
знаке режима движения.
3.27. При проезде кривой обозначенной знаком "Негабаритная кривая", преимуществом проезда пользуется водитель
управляющий поездом, идущим по направлению со стороны чёрной стрелки обозначенной на знаке.
3.28. На крестовинах трамвайных путей скорость движения должна быть не более 15 км/час. Проезд всего поезда по
крестовинам должен проходить при выключенном контроллере водителя.
3.29. При проезде пошёрстных стрелок прямого направления скорость движения не должна превышать 15 км/ч, а в
сторону ответвления 10 км/ч, противошёрстных - 5 км/ч.
3.30. Приближаясь к стрелке, водитель должен следить за положением её пера, не въезжать на неправильно
установленную стрелку или стрелку, подвижное перо которой не плотно прилегает к рамному рельсу.
3.31. На разъездах, перегонах или треугольниках где имеются самоотбивающиеся стрелки, запрещается осаживать
поезда назад, не убедившись в том, что поезд всеми колесными парами прошёл стрелку и не проверив правильность
положения пера стрелки.
3.32. При необходимости прохода поезда по неэксплуатируемой стрелке в направлении, где нет постоянного
пассажирского движения, водитель обязан после прохода поезда переложить стрелку в эксплуатируемое положение.
3.33. При проезде автоматической стрелки с добавочными проводами водитель обязан соблюдать следующие правила:
- при подъезде к добавочным проводам снизить скорость до 5 км/час.
- не въезжать под добавочные провода до тех пор, пока впереди идущий поезд не пройдет стрелку всеми колесными
парами.
- не въезжать под добавочные провода, если на стрелке работают люди.
- не въезжать под добавочные провода, пока не погаснет блокировочный фонарь,
- при проезде под добавочными проводами поездом, управляемым по СМЕ (системе многих единиц) оба пантографа
должны пройти "под током" или "без тока" добавочные провода.
- при ожидании права проезда перекрёстка, или при постановке поезда на стоянку запрещается останавливать поезда
так, чтобы стрелка находилась под вагоном.
3.34. При проезде под добавочными проводами автоматической стрелки:
- скорость движения не более 5 км/час.
- для проезда стрелки вправо, включить контроллер водителя под добавочными проводами на позицию "M", для
движения налево выключить контроллер водителя (позиция "0"). Запрещается остановка поезда под добавочными
проводами, входными и выходными блок-контактами. При вынужденной остановке (токоприёмник вагона находится под
добавочными проводами) необходимо немедленно отключить высоковольтные цепи вагона (АВ-1, АВ-2), и опустить
токоприёмник.
3.35. При проезде стрелок управляемых с централизованных постов (ЦПУ), водитель обязан соблюдать следующие
правила:
- при подъезде к стрелке снизить скорость движения до 5 км/ч.
- не въезжать под входные контакты блокировки на время ожидания сигнала светофора или регулировщика, а также,
если впереди идущий поезд не прошёл выходные контакты блокировки.
- расстояние за впереди идущим поездом должно быть не менее 30 метров.
3.36. Проезд троллейбусных пересечений и участковых разделов (изоляторов) производить с выключенным
контроллером водителя со скоростью исключающей возможность остановки под ними (не менее 5 км/ч).
3.37. На пересечении трамвайных путей с железнодорожными, водитель должен соблюдать следующие правила:
- если шлагбаум закрыт и (или) включен красный свет светофора, остановить поезд за 10 м до шлагбаума или
светофора, или наружного рельса.
- скорость движения по железнодорожному переезду 10 км/ч.
3.38. Водитель обязан подчиняться указаниям дежурного по переезду.
3.39. Запрещается останавливать поезд на железнодорожном переезде. При вынужденной остановке на переезде
водитель должен немедленно высадить пассажиров и принять меры для освобождения переезда, предупредить дежурного по
переезду и ЦДС.
3.40. При неблагоприятных погодных условиях водитель обязан выбирать оптимальный режим движения,
обеспечивающий безопасность движения в зависимости от состояния пути и видимости.
3.41. В осенне-зимний период эксплуатации, во избежание юза (при буксовом состоянии пути), водитель обязан:
- производить пуск поезда с большей выдержкой контроллера водителя на позициях.
- подъезжать к остановке выбегом, не допуская резкого торможения.
3.42. При буксовом состоянии пути:
- дистанции между поездами удваиваются (п. 3.10,3.25 ДИ).
- подъезд к стоящему поезду разрешён на расстоянии не менее 30 м.
- скорость движения на спусках, где установлены знаки ограничения скорости, не должна превышать 10 км/час.
3.43. В густом тумане, в метель, при плохой видимости в темное время суток, водитель обязан:
- включить фары, габаритные огни и все группы освещения поезда.
- при видимости менее 30 м двигаться со скоростью не более 5 км/ч.
3.44. В случае, если трамвайные пути покрыты мокрым снегом или водой, скорость движения не должна превышать 5 км/ч.
Если пути залиты водой на высоту свыше 50 мм над головкой рельса, движение трамваев запрещено.
3.45. Во время грозы водитель должен включить освещение салона.
3.46. При неисправности стеклоочистителей в дождливую или снежную погоду, скорость движения поезда 10 км/час до
ближайшей конечной станции или парка.
3.47. При ремонте трамвайных путей и других работах вблизи трамвайного полотна водитель обязан вести поезд в
соответствии с временными знаками режима движения.
3.48. При ограждении места производства работ (штакетник, красный сигнальный фонарь в темное время суток)
водитель обязан остановить поезд за 10 метров до ограждения. Дальнейшее движение разрешено после получения
разрешения от руководителя работ, со скоростью не более 5 км/час.
3.49. Если ремонтные работы, проводимые вблизи трамвайных путей, угрожают безопасности движения, водитель
обязан остановить поезд и сообщить об этом ближайшему линейному работнику или на ЦДС.
3.50. Движение запрещено, если производится сцепка поездов на встречных путях.
3.51. Скорость движения мимо сошедшего с рельсов поезда, (встречного направления) не более 5 км/час.
3.52. Если на узле произошёл сход вагона с рельсов, то водителю сзади идущего поезда, запрещается въезжать под
добавочные провода, до получения распоряжения от прибывших на место случая, бригадира аварийной бригады или
линейного работника Службы движения.
3.53. Прибыв на конечную станцию водитель должен поставить поезд на путь, отведенный для данного маршрута.
Остановиться у остановочного знака и произвести посадку и высадку пассажиров, где это предусмотрено.
3.54. Перед выходом из вагона водитель обязан:
- затормозить поезд пневматическим (соленойдным) и ручным приводом механического тормоза.
- выключить силовую цепь и цепь управления (АВ-1, АВ-2).
- убедиться, что поезд надёжно удерживается на месте.
- поставить рукоятку реверсивного контроллера в нулевое положение, снять и взять с собой (где это предусмотрено
конструкцией).
3.55. Явиться к диспетчеру конечной станции и предъявить наряд на работу. При необходимости сообщить диспетчеру
замечания, выявленные в пути следования, которые диспетчер обязан внести в книгу "замечаний водителей в пути
следования", а водитель обязан поставить свою подпись и табельный номер под заявками.
3.56. Если в расписании заложена техническая стоянка поезда, то произвести осмотр поезда и сделать запись в
вагонной книжке.
3.57. На технической стоянке водитель обязан:
- произвести внешний осмотр вагонов.
- проверить состояние токоприемников.
- сцепных приборов.
- колёсных пар.
- подвеску тяговых электродвигателей и башмаков рельсового тормоза.
- работу песочниц и наличие песка в песочницах.
- работу аварийного и рельсового тормоза.
3.58. Отправка с конечной станции производится по разрешению диспетчера и только по зелёному сигналу светофора.
3.59. При слиянии 2-х трамвайных путей и отсутствии сигнализации, преимуществом проезда пользуется водитель, не
имеющий помехи справа.
3.60. Маневровые работы на конечной станции производятся с разрешения и под наблюдением диспетчера конечной
станции.