2.1. Водитель согласно наряду, является на работу в парк или на конечную станцию.
2.2. Перед началом работы в парке или смене на линии водитель должен пройти предрейсовый медицинский осмотр.
Предъявить диспетчеру:
- наряд на работу с личной подписью водителя о готовности его к работе и отметкой о прохождении предрейсового
медосмотра.
- водительское удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством, выданное ГАИ, а
в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение.
- книжку водителя.
- удостоверение о проверке знаний ПЭЭП и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей.
2.3. Документом на право выезда из парка или с конечной станции и движения поезда по маршруту является наряд на
работу, подписанный диспетчером парка или конечной станции.
2.4. Допуск к работе учеников-водителей и стажеров производится с п. 1.18, 2.1, 2.2, 2.3 ДИ.
2.5. После получения у диспетчера допуска к работе водитель должен получить:
- абонементные талоны и месячные проездные билеты для реализации и сделать соответствующую запись в путевом
листе или наряде на работу (молодым водителям первые 5 смен продажа абонементных талонов и месячных проездных
билетов запрещена) - С конца 1997-го года на водителей ОТ не распространяется.
- книгу поезда (для поездов, работающих на Стрельнинской линии, должен стоять штамп "Поезд годен к
эксплуатации на Стрельнинской линии" с подписью мастера и указанием даты. Высота реборды должна быть не менее 13
мм). Проверить в книге поезда отметку о выполнении заявок. При приёмке поезда убедиться в их выполнении.
- закреплённый за поездом инструмент.
2.6. Водителю разрешается приступить к приёмке поезда:
- после получения разрешения от мастера (подпись в путевом листе).
Приёмка и подготовка вагона к работе осуществляется в соответствии с положением о порядке приёмки поезда и
инструкцией по охране труда для водителя трамвая.
2.7. Выпускаемый на линию трамвайный вагон должен быть экипирован:
- правилами пользования трамваем.
- противооткатным упором (башмаком).
- знаком аварийной остановки.
- медицинской аптечкой.
- огнетушителем порошковым или углекислотным ёмкостью до 5 литров, или ёмкостью с сухим песком до 8 кг.
- съёмными аварийными сцепными приборами (вагоны типа КТМ должны быть укомплектованы специальными
аварийными сцепными приборами для сцепки и буксировки вагонов типа ЛМ и ЛВС).
- тремя штырями (1 - аварийный, 2 - простых).
- ломиком для перевода стрелки.
- двумя деревянными вкладышами для закладки пера стрелки,
- в зимнее время: лопатой, метёлкой, скребком.
- книгой поезда.
- расписанием движения поезда.
- ручкой реверсора (съемной), где это предусмотрено конструкцией.
- запасным комплектом плавких предохранителей (при получении необходимо проверить их исправность).
- радиоусилителем и микрофоном.
- диэлектрическими перчатками (необходимо при получении проверить их пригодность к использованию).
- комбинированными рукавицами.
- оранжевым сигнальным жилетом.
- запасом песка в песочницах.
- маршрутными указателями (лобовые и боковые указатели).
2.8. При обнаружении повреждения трамвайного вагона водитель должен сделать запись в книге поезда и заверить её у
дежурного мастера.
2.9. При обнаружении неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация трамвайного вагона на линии (ПТЭ п. 2.6)
водитель обязан сообщить об этом ответственному за выпуск и записать заявку в книгу поезда.
2.10. Выезжать на линию на технически неисправном трамвайном вагоне запрещается.
2.11. По окончании осмотра и приёмки трамвайного вагона водитель обязан в книге поезда в соответствующей графе
поставить дату, свою подпись (разборчиво) и табельный номер.
2.12. Перед троганием трамвайного вагона на территории парка или в депо водитель обязан:
- убедиться в отсутствии ремонтных рабочих (в поезде, в траншее, на крыше).
- в отсутствии на рельсах или в близком от них расстоянии предметов, мешающих движению поезда.
- проверить, закрыты ли откидные борта.
- при наличии блокировки в депо убедиться в наличии разрешающего сигнала.
- окриком: "Осторожно, поезд №....., трогается с пути №.....", предупредить об отправлении поезда, подать 3
предупредительных звонка, дважды включить на маневровую позицию и сразу же выключить контроллер.
- закрыть двери и, обеспечивая безопасность движения, выехать с территории депо или отстойных путей (при движении
поезда должна быть открыта 1 дверь 1 вагона).
- скорость движения поезда по путям депо и территории парка не более 5 км/час.
- при подъезде к воротам депо и проезде их водитель должен подавать сигналы звонком.
2.13. При движении трамвайного вагона на территории парка, водитель должен быть внимателен в местах слияния
путей. Преимуществом проезда пользуется водитель, у которого нет помехи справа.
2.14. Перед выездом с территории парка водитель обязан доложить ответственному за выпуск на какую конечную
станцию (в соответствии с расписанием) следует поезд.
2.15. На нулевом рейсе водитель обязан останавливать трамвайный вагон на всех обязательных остановках и
производить посадку и высадку пассажиров во все вагоны поезда.
2.16. На нулевом рейсе, обеспечивая безопасность движения, водитель обязан проверить действия всех видов тормозов,
наличие свободного хода поезда (выбега), убедиться в отсутствии постороннего шума и стука.
2.17. При обнаружении на нулевом рейсе проката на бандажах колесных пар, произвести запись о неисправности в книге
поезда и заверить запись у ближайшего линейного работника или слесаря. Ответственность за прокат колесных пар несёт
водитель в смену которого обнаружен прокат.
2.18. В случае обнаружения на нулевом рейсе какой-либо неисправности водитель должен действовать в соответствии с
п. 4.7, 4.8, 4.19, 4.20 ДИ.
2.19. Смена водителей и сдача трамвайного вагона должна производиться только в пункте указанном в наряде на работу.
2.20. Приступающий к работе водитель должен действовать в соответствии с п. 2.1-2.4 ДИ.
2.21. При сдаче трамвайного вагона водитель, убедившись в наличии у сменщика наряда на работу с допуском к работе
на данном поезде сообщает:
- о техническом состоянии поезда.
- об изменениях в движении на трассе маршрута, полученных им распоряжениях о режиме движения поезда.
- о состоянии пути и контактной сети.
- о работе компостеров и другого оборудования.
Водитель обязан передать сменщику нереализованные талоны, билеты и деньги от реализации билетной продукции,
сделать соответствующую запись в наряде на работу или путевом листе - С конца 1997-го года на водителей ОТ не
распространяется.
Для проверки исправного действия оборудования поезда и для передачи устных и письменных сообщений,
сменяющийся водитель должен сопровождать поезд один-два перегона от пункта смены.
2.22. Запрещается передавать управление сменщику и другим лицам (п. 1.17), если он находится в состоянии
алкогольного или наркотического опьянения. Водитель должен о своих подозрениях доложить диспетчеру конечной станции
или ближайшему линейному работнику.
2.23. Водитель, принимающий смену, обязан проверить книгу поезда. Сдавать трамвайный вагон с неисправностями
угрожающими безопасности движения запрещается. Неисправности должны устранять оба водителя и линейный слесарь.
При невозможности устранения неисправности водитель обязан потребовать через диспетчера конечной станции замену
трамвайного вагона и действовать дальше по указанию диспетчера.
2.24. При приёмке поезда на конечной станции водитель должен проверить исправность оборудования.
2.25. Водитель, принимающий смену, обязан проверить эффективность действия тормозов и убедиться в отсутствии
прокатов бандажей колесных пар. Обнаружение проката оформляется в книге поезда за подписью обоих водителей.
2.26. В случае неявки сменщика водитель обязан сообщить об этом диспетчеру конечной станции и продолжить работу,
но не более одного оборотного рейса, при условии, что общая продолжительность работы не будет превышать 10 часов,
после чего, по указанию линейного работника поезд направляется в парк.
2.27. При обнаружении неисправностей, не указанных сдающим смену водителем, действовать в соответствии с п. 4.19
ДИ.
2.28. Приём трамвайного вагона оформляется подписью водителя в книге поезда.