1.1. К работе в качестве водителя трамвая допускаются лица прошедшие обучение в установленном порядке и имеющие
свидетельство о присвоении квалификации водителя трамвая, удостоверение водителя на право управления трамваем,
выданное Госавтоинспекцией МВД Российской Федерации и временное разрешение на право управления транспортным
средством, прошедшие медицинскую комиссию, аттестацию по ПТЭ и ПТБ при работе в электроустановках потребителей
напряжением до 1000 Вольт и стажировку на пассажирских поездах в установленном объёме.
1.2. Присвоение водителям квалификации производится приказом по трамвайному (трамвайно-троллейбусному) парку.
1.3. Водитель трамвая должен знать:
- должностную инструкцию водителя трамвая Санкт-Петербурга.
- правила дорожного движения.
- правила технической эксплуатации трамвая.
- правила по охране труда на городском электротранспорте в объёме выполняемой работы.
- инструкцию по охране труда для водителя трамвая.
- устройство, принцип действия и возможные неисправности трамвайных вагонов и их оборудования эксплуатируемых
предприятием.
- периодичность видов технического обслуживания подвижного состава.
- инструкцию по производству маневровых работ на конечной станции и в депо.
- инструкцию о порядке движения поездов по неправильному (левому) пути.
- инструкцию о порядке движения на однопутном участке.
- инструкцию по сцепке и буксировке вагонов.
- рекомендации по экономии электроэнергии.
- формы проездных билетов - С конца 1997-го года на водителей ОТ не распространяется и служебных удостоверений.
- порядок оформления поездной документации.
- положение о книжке водителя.
- действующие приказы и распоряжения, относящиеся к его работе.
- правила пользования трамваями.
- порядок оказания первой помощи пострадавшим при не-счастных случаях.
- профиль, особенности пути обслуживаемого маршрута, объездные пути, порядок следования к ПпП и ЦПКиО.
Водитель трамвая 2-го класса дополнительно должен знать:
- приемы и методы стажировки учеников водителей трамваев.
- профиль и особенности пути маршрутов обслуживаемых данным парком.
Водитель трамвая 1-го класса должен дополнительно знать:
- профиль и особенности пути всех маршрутов города.
1.4. Водителю запрещается работать на маршруте не запи-санном в книжке водителя.
1.5. Водитель обязан регулярно посещать технические занятия, инструктивные совещания и другие мероприятия,
направленные на обеспечение безопасности движения и техники безопасности, проводимые руководством предприятия.
1.6. Водителю запрещается принимать поезд и управлять им в состоянии алкогольного или наркотического опьянения,
под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих ре-акцию и внимание, в болезненном или утомленном
состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения. В этих случаях водитель обязан немедленно заявить диспетчеру по
выпуску, а на линии линейному работнику.
1.7. Водитель обязан своевременно проходить медицинское освидетельствование для подтверждения пригодности к
управлению трамваем.
1.8. При наличии в водительском удостоверении отметки "Очки", или имеющимся предписании медицинской комиссии,
водитель обязан работать только в очках. Водителю рекомендуется иметь при себе запасные очки.
1.9. Водитель непосредственно подчинён начальнику маршрута. На линии водитель оперативно подчиняется линейным
работникам Службы движения, работникам ГП "Горэлектротpaнс", имеющим удостоверение на право контроля и отдачи
распоряжений в трамвае и троллейбусе, работникам Госавтоинспекции, милиции и общественным инспекторам ДНД ГАИ.
Водитель-стажер обязан выполнять указания водителя-учителя в объёме настоящей инструкции.
Водителю запрещается выполнять распоряжения противоречащие настоящей инструкции.
1.10. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию должен действовать в соответствии с
требованиями настоящей инструкции (п. 4) и Правил дорожного движения. После оформления дорожно-транспортного
происшествия в ГАИ водитель должен явиться в парк для дачи письменного объяснения о случившемся.
1.11. Водитель, следующий за транспортом, с которым произошло ДТП или поездом, делающим задержку движения, а также
водитель проезжающий во встречном направлении, обязаны принять меры по оповещению центрального диспетчера или линейных
работников Службы движения.
1.12. О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец в течение смены должен сообщить
непосредственному руководителю. Если случай произошёл на линии, то необходимо сообщить ближайшему линейному
работнику Службы движения или на ЦДС (центральную диспетчерскую станцию).
1.13. О каждой задержке движения (независимо от виновности), выбытия подвижного состава из движения и другому
браку, водитель обязан в течение суток передать объяснительную записку начальнику маршрута.
1.14. Водитель должен быть всегда опрятен. Водитель обязан содержать в чистоте своё рабочее место (кабину), следить
за чистотой в салоне вагона. В летнее время при необходимости производить поливку пола при выезде из парка и на
конечных станциях. В зимнее время производить очистку подножек поезда от нароста снега и льда. При необходимости очищать от грязи и снега маршрутные указатели и инвентарный номер вагона.
1.15. Водитель обязан быть вежливым и предупредительным в обращении с пассажирами. При обнаружении в трамвае
забытых пассажирами вещей водитель должен сдать их диспетчеру конечной станции или парка с оформлением квитанции.
1.16. Во время работы на линии и в депо водитель несёт ответственность за сохранность трамвайного вагона и его
оборудования.
1.17. Водитель может передать управление трамвайным вагоном только:
- сменяющему его водителю.
- работникам, имеющим удостоверение на право управления трамвая и служебное удостоверение на право контроля и
отдачи распоряжений.
Передача управления трамвайным вагоном допускается только по производственной необходимости с обязательным оформлением в
книге поезда.
Водитель-учитель обязан допускать к управлению трамвайным вагоном прикреплённого стажёра или ученика.
1.18. К работе в качестве водителя-учителя допускаются водители трамвая 1-го или 2-го класса, утверждённые приказом
по парку и имеющие соответствующую запись в книжке водителя. Ученик водителя или стажёр может быть допущен к
работе в соответствии с требованиями настоящей инструкции и при наличии у ученика ученической книжки (вместо
книжки водителя и удостоверения об аттестации по ПТЭ и ПТБ при работе в электроустановках потребителей до 1000
Вольт, а у стажёра дополнительно листка стажёра п.2.2 ДИ).
В наряде на работу или путевом листе у водителя-учителя должен быть указан табельный номер ученика или стажёра, а
у стажёра или ученика табельный номер водителя-учителя.
1.19. Водителю запрещается устанавливать на подвижном составе дополнительное оборудование не предусмотренное
конструкцией и вносить изменения в электрические схемы вагонов.
1.20. Водитель несёт ответственность в установленном законом порядке за нарушение требований настоящей
инструкции. В зависимости от степени и характера нарушения, допущенного водителем, к нему могут быть приняты
следующие меры воздействия:
- сделана запись в книжке водителя.
- изъяты из книжки водителя талоны № 1, 2, 3 или книжка водителя.
- произведено частичное или полное лишение премии.
- наложено дисциплинарное взыскание.
- взыскана в установленном законом порядке стоимость материального ущерба, причинённого предприятию.
Водители 2-го и 1-го класса по представлению квалификационной комиссии могут быть приказом по предприятию
понижены в классе квалификации.