УТВЕРЖДАЮ         
Главный инженер                  
Службы подвижного состава
В. И. Клочков                        
20.11.1995                                


ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ МАНЕВРОВЫХ РАБОТ НА ТЕРРИТОРИИ ТРАМВАЙНЫХ И ТРОЛЛЕЙБУСНЫХ ПАРКОВ


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      1.1. Маневровые работы на территории трамвайного, троллейбусного парка и в пределах расстановки подвижного состава вне территории парка должны обеспечивать:
      1.1.1. Выпуск подвижного состава на линию в точном соответствии с нарядом.
      1.1.2. Наименьшие затраты времени на приём подвижного состава с линии, а также при возвращении его в парк по техническим неисправностям.
      1.1.3. Своевременную постановку трамваев и троллейбусов плановые виды ремонтов и осмотров.
      1.1.4. Сохранность подвижного состава.
      1.1.5. Безопасность работников, осуществляющих маневровые работы и находящихся на территории парка.

      1.2. Ответственными за организацию маневровых работ на территории парка и в пределах расстановки подвижного состава вне парка являются директор парка и его заместитель по эксплуатации, обязанные обеспечить инструктаж и выполнение работниками, осуществляющими маневровые работы, требования Правил технической эксплуатации трамвая (троллейбуса), Правил техники безопасности и настоящей инструкции.

      1.3. Маневровые работы на территории трамвайного, троллейбусного депо и пределах расстановки подвижного состава вне территории депо должны производиться в соответствии с настоящей инструкцией, переработанной применительно к конкретным условиям данного предприятия, и утвержденной администрацией предприятия (приказом по парку).

      1.4. Маневровые работы на территории депо осуществляются в соответствии со схематическим планом расстановки подвижного состава.
      Движение трамваев, троллейбусов и других транспортных средств на территории парка регулируется дорожными знаками (ГОСТ 10.807-78, ГОСТ 23.457-86) и сигнализацией. Места служебных проходов для лиц, находящихся на территории парка, обозначаются соответствующими указателями.

      1.5. Маневровые работы на территории депо производятся:
      1.5.1. В цехе "Профилакторий" по распоряжению старшего мастера (при его отсутствии - сменного мастера или мастера ленты).
      1.5.2. В цехе ППР (Ремонта машины) по распоряжению начальника цеха (при его отсутствии мастера цеха).

      1.6. Формированием поездов, маневровыми работами в депо, расстановкой подвижного состава руководит бригадир водителей, работающих по расстановке, подгонке и обкатке подвижного состава, далее водителей-перегонщиков или специального назначенный приказом по парку работник, а при их отсутствии - дежурный мастер. Эти же лица руководят работниками, выполняющими сцепку.

      1.7. Бригадир должен получить задание на производство маневровых работ от старшего мастера (при его отсутствии - сменного мастера или мастера ленты) цеха "Профилакторий", а в цехе ППР (Ремонта машин) - от начальника цеха (при его отсутствии - мастера цеха), и довести задание до сведения всех работников, участвующих в маневровых работах, с указанием мер предосторожности и обеспечения безопасности движения.
      Если в процессе производства маневровых работ возникает необходимость изменить намеченный план работы, то с этими изменениями должны быть своевременно ознакомлены все причастные лица.

      1.8. Бригадир водителей перегонщиков обязан обеспечить:
      1.8.1. Расстановку подвижного состава (трамваев, троллейбусов) для осмотра, ремонта и отстоя в полном соответствии с нарядом по времени их выхода на линию, требованиями правил технической эксплуатации трамваев, троллейбусов и противопожарной безопасности.
      1.8.2. Согласованность действий всех работников, участвующих в маневровых работах в соответствии с планом и способами выполнения маневровых работ.
      1.8.3. Организацию маневровых работ, обеспечивающую безопасность движения и безопасность работников, занятых на маневровых работах.

      1.9. Любое передвижение подвижного состава на осмотровых канавах или в ремонтных мастерских производиться по распоряжению мастера цеха (старшего мастера или начальника цеха). Мастер обязан лично убедиться в отсутствии ремонтного персонала в осмотровых канавах, на крыше подвижного состава, лестнице, перронных подножках и других выступающих частях кузова.

      1.10. Управление трамваем, троллейбусом при маневровых работах осуществляется непосредственно водителем- перегонщиком. При выполнении этой работы он должен строго соблюдать правила безопасности и быть внимательным при работе.

      1.11. К работе водителем-перегонщиком допускаются водители первого или второго класса и, и как исключение, водители третьего класса со стажем работы не менее двух лет, прошедшие медицинское освидетельствование и инструктаж по производству маневровых работ. Допуск осуществляется на основании приказа по предприятию.

      1.12. Работники, допущенные к производству маневровых работ, кроме того, проходят ежегодно проверку знаний правил техники безопасности по производству маневровых работ.

      1.13. Работники, занятые производством маневровых работ, обязаны работать в сигнальных оранжевых жилетах, иметь при себе удостоверение на право управления, наряд на работу, свисток.

      1.14. Водители перегонщики проходят предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль с записью в амбулаторном журнале и отметкой в наряде на работу.

      1.15. Запрещается приводить в движение трамвай (троллейбус), не зная плана предстоящей работы и без указания руководителя маневровыми работами.

      1.16. Скорость движения подвижного состава на территории депо во всех случаях не должна быть выше 5 км/ч.

      1.17. Передвижение и постановка на осмотровую канаву неисправного трамвайного вагона (троллейбуса) разрешается только буксировкой его на жесткой сцепке исправным вагоном или специальной машиной технической помощи.

      1.18. При маневровых передвижениях подвижного состава в местах ремонта трамвайного пути или дорожного покрытия следует проявлять особую бдительность, своевременно подавать необходимые сигналы и принимать все меры, исключающие наезд на работающих.

      1.19. Работникам, участвующим в маневровых работах, а также находящимся на территории депо или в ремонтной зоне во время движения подвижного состава запрещается:
      - проходить или стоять между трамвайными вагонами (троллейбусами), опорами и иными сооружениями на междупутье.
      - входить или выходить из вагона (троллейбуса), находиться на крыше или подножке.
      - переходить через осмотровые (ремонтные) канавы, находиться в них, а также садиться на рельсы.
      - ходить по трамвайным путям и по стрелкам, крестовинам, находиться в проёме ворот.

      1.20. Во время производства маневровых работ на территории депо работник, осуществляющий перевод стрелок обязан внимательно следить за движением вагонов по соседним путям, стоять лицом к встречному движению, следить за подаваемыми сигналами и при приближении вагона к стрелке на расстояние не менее 15м уйти с пути на безопасное расстояние (не менее 1,5 м от наружного рельса).

      1.21. Перевод стрелок на территории трамвайного пути производится по распоряжению руководителя маневровыми работами рабочими по очистке путей и переводу стрелок. В исключительных случаях приказом по депо может быть разрешён перевод стрелок водителем-перегонщиком или другим лицом, прошедшим инструктаж.

      1.22. При выполнении маневровых работ в вечернее и ночное время разрешается включать фары только ближнего света.

      1.23. Не разрешается производить маневровые работы с отрывом токоприёмников (по инерции) от контактных проводов.

      1.24. При подаче вагона назад оттягивать и поддерживать дуговой токоприёмник следует за верёвку без наматывания её на руку.

      1.25. Включение и отключение межвагонного кабеля необходимо производить только при снятых с контактного провода и надёжно закреплённых токоприёмниках.

      1.26. Сцепка трамвайных вагонов и троллейбусов при маневровых работах в депо проводится в соответствии с Инструкцией по сцепке и буксировке трамвайных вагонов и троллейбусов. Все работники, связанные со сцепкой вагонов, обязаны знать конструкцию сцепных приборов подвижного состава и правила сцепки вагонов. Сцепка вагонов допускается только сцепными приборами установленного образца.

      1.27. Основные правила сцепки вагонов следующие:
      - буксируемый вагон должен быть заторможен.
      - вагон который будет буксировать, должен подаваться к буксируемому вагону медленно, толчками (на первой позиции контроллера) по сигналу лица, производящего сцепку. При сцепке водитель должен пользоваться ручным тормозом (кроме вагонов, у которых конструкцией ручной тормоз не предусмотрен).
      - сцепку производить в хлопчатобумажных рукавицах.
      - при разнотипных сцепных приборах применяется специально изготовленная буксировочная сцепка.
      - движение трамвая по соседнему пути при сцепке запрещается.

      1.28. При постановке трамваев и троллейбусов на отстой на территории парка или вне его, а также на смотровую канаву или в ремонтную мастерскую, водитель перегонщик обязан:
      1.28.1. Вагон (троллейбус) затормозить стояночным тормозом.
      1.28.2. Перевести реверсор (реверсивный барабан контроллера) в положение "стоп" и снять его рукоятку.
      1.28.3. Выключить основные и вспомогательные электрические цепи.
      1.28.4. Опустить или снять с контактных проводов токоприёмники и надёжно их закрепить.
      1.28.5. При наличии продольного уклона установить противооткатные башмаки. Тормозной башмак подкладывается со стороны уклона под заднее колесо троллейбуса или под 2-10 колесную пару 2-ой тележки 4-х осного трамвайного вагона.
      Места установки противооткатных башмаков определяются местной инструкцией по производству маневровых работ;
      1.28.6. Маневровое движение одиночного вагона, поезда, троллейбуса задним ходом производится под наблюдение сопровождающего, который должен находиться на передней походу площадке первого по направлению движения вагона или троллейбуса, подавать необходимые сигналы, в целях обеспечения безопасности движения сопровождаемого подвижного состава и исключающие наезд на людей.

2. ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ МАНЕВРОВЫЕ РАБОТЫ:

      2.1. Непосредственным руководителем маневровых работ и ответственным за формированием трамвайных поездов или троллейбусов, за правильную и своевременную расстановку их по канавам, на территории парка и др. отстойным местам, а также за безопасное маневровое движение и выполнение правил техники безопасности при маневровых работах является бригадир водителей-перегонщиков.
      Подчиняется бригадир водителей-перегонщиков старшему (сменному) мастеру цеха "Профилакторий".

      2.2. Бригадир водителей-перегонщиков должен знать:
      2.2.1. Правила технической эксплуатации трамваев (троллейбусов), правила дорожного движения, правила безопасности движения при производстве маневровых работ, приказы по парку, инструкцию водителя трамвая (троллейбуса), настоящую инструкцию.
      2.2.2. Устройство подвижного состава и неисправности трамваев (троллейбусов), с которыми запрещается производить их перегонку по территории парка и прилегающим улицам, используемым под расстановку подвижного состава.
      2.2.3. План парка, расположение путей на территории парка и подъездных путей, порядок расстановки трамваев или троллейбусов на открытой территории парка и на соседних улицах.
      2.2.4. Расположение стрелок, контактной сети и спецчастей, смотровых канав, постоянных и временных сигналов, предупредительных надписей и ограждений, имеющихся на территории парка и в других местах расстановки подвижного состава.

      2.3. Бригадир водителей-перегонщиков обязан:
      2.3.1. Обеспечить безопасное производство манёвров, правильное рассредоточение подвижного состава во время их отстоя, в полном соответствии с планом расстановки по времени их выхода на линию.
      2.3.2. Производить все виды формирования трамвайных поездов (троллейбусов) и маневровых работ и руководить работой водителей-перегонщиков, проводников и стрелочников.
      2.3.3. Требовать выполнения правил безопасности движения от работников, связанных с производством маневров, т. е. водителей-перегонщиков, проводников, стрелочников.
      2.3.4. Следить за исправным состоянием дорожного покрытия, путей, ворот депо, осмотровых канав, постоянных и временных сигналов, предупредительных надписей и ограждений и принимать немедленно меры к устранению неисправностей угрожающих безопасности движения.
      2.3.5. Перед расстановкой подвижного состава осмотреть пути и канавы, освободив их от посторонних предметов.
      2.3.6. Перегонку троллейбусов и неисправной тормозной системой производить только на жестком буксире, предупреждать об этом водителей-перегонщиков и проводников.
      2.3.7. Не допускать маневровой работы трамваев (троллейбусов) задним ходом без проводника или второго водителя- перегонщика.
      2.3.8. Не допускать к маневровой работе по перегонке трамваев (троллейбусов) кого-либо кроме водителей- перегонщиков, оформленных приказом по парку, имеющих наряд на работу в данную смену.
      2.3.9. Отстранять от работы лиц, нарушающих трудовую дисциплину, правила безопасности движения при производстве маневровых работ и направлять их в распоряжение старшего (сменного) мастера для принятия окончательного решения.
      2.3.10. При выполнении работ по перегонке вагонов (троллейбусов) выполнять правила раздела 2.6.
      2.3.11. Осуществлять надзор за правильным применением членами бригады предохранительных и защитных средств.
      2.3.12. Проводить обучение членов бригады на рабочем месте безопасным методам труда и инструктирование их в процессе работы.

      2.4. Водитель по перегонке трамваев (троллейбусов) является непосредственным исполнителем маневрового движения и ответственным за безопасную перегонку подвижного состава по всей территории его расстановки (открытая площадка, осмотровые канавы, соседние улицы).
      Водитель-перегонщик обязан при производстве маневровых работ при любых обстоятельствах обеспечить безопасность людей, находящихся на территории парка.

      2.5. Водитель-перегонщик должен знать:
      2.5.1. Инструкцию для водителей Петербургского трамвая (троллейбуса).
      2.5.2. Правила технической эксплуатации в объёме обязанностей водителя и сопровождающего, правила дорожного движения, настоящую инструкцию.
      2.5.3. Расположение путей, стрелок, контактной сети и спецчастей, постоянных и временных сигналов, предупредительных надписей и ограждений, имеющихся на территории парка и мест с уменьшенными габаритами.
      2.5.4. Правила сигнализации при движении и производстве маневров на территории парка.

      2.6. Водитель-перегонщик обязан:
      2.6.1. Проходить ежегодное обучение безопасным методам работы, ежегодную проверку знаний ПТЭ, ПТБ, и ПДД в отделе эксплуатации.
      2.6.2. Производить перегонку трамваев (троллейбусов) по указанию бригадира водителей-перегонщиков, соблюдая все правила техники безопасности.
      2.6.3. Получив указание бригадира водителей-перегонщиков на передвижку, водитель обязан осмотреть подлежащий перегонке трамвай (троллейбус) со всех сторон и убедиться в том, что нет посторонних предметов около трамвая (троллейбуса), мешающих движению; убедиться, что нет рабочих под вагоном (троллейбусом) около трамвая (троллейбуса) и на крыше трамвая (троллейбуса), проводящих ремонт и не успевших уйти и, что трамвай (троллейбус) не поднят домкратами; убедиться, что на вагоне (машине) нет не снятых предупреждающих плакатов и закрыты все фальшборта и др. откидные части; поставить токоприёмники на провода, предварительно окриком предупредив людей: "Вагон (троллейбус) № ..., поднимаю токоприёмник (ставлю штанги)" на троллейбусах. Первым на провод устанавливается правый токоприёмник - минус, вторым - левый - плюс. Снимаются токоприёмники в обратном порядке. При всех случаях работы с токоприёмниками, находясь на проезжей части, надо следить за движением других троллейбусов. Работа по перестановке токоприёмников производится в диэлектрических перчатках.
      Убедившись в полной безопасности движения до входа в кабину, дать предупредительный окрик: "Вагон (троллейбус) № ... с канавы или пути № ... трогается", после чего включить цепи управления вспомогательных двигателей, убедиться по манометру, что давление воздуха в воздушной системе не ниже 5,0 атм., подать предупредительные сигналы, тронуть трамвай (троллейбус) на первой ходовой позиции контроллера и отключить, при отсутствии окриков закрыть двери, снова включить контроллер и медленно начинать движение.
      2.6.4. Соблюдать скорость движения при перегонке трамваев или троллейбусов на территории парка не свыше 5 км/час.
      2.6.5. Перед проездом проёмов ворот осмотровых помещений или ворот депо убедиться, что ворота полностью открыты и створки ворот закреплены на крючки и что никто не стоит в воротах.
      Примечание: если ворота имеют автоматический привод, ворота на крючки не закрепляются.
      Поставленный в моечное отделение трамвай или троллейбус, должен быть обесточен (оттянуты токоприёмники и снято напряжение с контактных проводов).
      Дальнейшее передвижение трамвая (троллейбуса) по лентам потока осуществляется в соответствии со световой сигнализацией блокировки безопасности.
      При проезде мачты или другого сооружения на междупутье остановить трамвай (троллейбус), если в этом месте находится человек и после его ухода продолжать движение со скоростью не более 5 км/час.
      2.6.6. Производить маневровое движение трамваев (троллейбусов) только при закрытых дверях.
      При движении задним ходом дверь на площадке водителя и дверь у проводника должны быть открыты.
      2.6.7. Следить и точно выполнять не только указания сигналов, подаваемых бригадиром водителей-перегонщиков, проводником, но и сигналов, подаваемых работниками парка в случае замеченной опасности.
      2.6.8. При производстве манёвров наблюдать за движение соседних трамваев (троллейбусов), принимая немедленно меры к остановке в случае опасности столкновения.
      2.6.9. Перестановку трамваев (троллейбусов) с недействующей тормозной системой производить путём буксирования.
      2.6.10. При обнаружении на троллейбусе низкой изоляции немедленно сообщить об этом мастеру профилактического ремонта.
      2.6.11. Производить маневровое движение трамвая (троллейбуса) задним ходом только под наблюдение проводника, который должен находиться на передней площадке первого по направлению движения вагона или впереди по ходу троллейбуса и подавать сигнальным свистком необходимые сигналы, обеспечивающие безопасность движения.
      2.6.12. После постановки трамвая (троллейбуса) на место затормозить ручным тормозом, включить все электрические цепи, поставить реверсор (реверсивный барабан контроллера) в положение "стоп" и снять рукоятку реверсора, оттянуть токоприёмник или штанги токоприёмников с контактных проводов и закрепить верёвки.
      При входе и выходе из трамвая (троллейбуса) водитель-перегонщик должен быть внимателен и осторожен, особенно при скользком дорожном покрове. Входить и выходить из трамвая (троллейбуса) следует придерживаясь за поручни.

      2.7. Водителю-перегонщику запрещается:
      2.7.1. Производить какую-либо перестановку штанг токоприёмников троллейбуса.
      2.7.2. Производить маневровые работы на территории парка с опусканием токоприёмников, во время движения, т. е. "с ходу".
      2.7.3. Перегонять трамвай (троллейбус) в вечернее время и ночное без включенных на ближний свет фар; перегонять неосвещенный трамвай (троллейбус).
      2.7.4. Включать контроллер при снятом кожухе контроллера.
      2.7.5. Допускать находиться кому-либо на крыше движущегося вагона (троллейбуса).
      2.7.6. Находясь на крыше трамвая (троллейбуса) прикасаться к контактным проводам и оттяжкам контактной сети.
      2.7.7. Влезать на крышу, когда трамвай (троллейбус) стоит в проёме ворот.
      2.7.8. Управлять троллейбусом при отсутствии сжатого воздуха в воздушной системе.
      2.7.9. Передавать управление трамваем (троллейбусом) лицу, не имеющему удостоверения на право управления.
      2.7.10. Загораживать трамваем (троллейбусом) проходы и проезды в цехе "Профилакторий" и на территории парка.
      2.7.11. Оставлять трамвай (троллейбус) в проёме ворот.
      2.7.12. Пользоваться ручкой реверсора без штырька.
      2.7.13. Находиться на крыше трамвая (троллейбуса) при неснятых токоприёмниках.
      2.7.14. Прыгать с крыши трамвая (троллейбуса) на крышу трамвая (троллейбуса).
      Водитель, работая на трамвае (троллейбусе), должен помнить, что напряжение 550-600 вольт, применяемое для движения подвижного состава, является опасными для жизни.
      Соблюдение всех правил техники безопасности для водителей должно быть незыблемым законом.

      2.8. В качестве сопровождающего могут быть использованы: водители трамвая (троллейбуса), водитель-перегонщик; или другие специально выделенные и проинструктированные лица.
      2.8.1. Сопровождающий несёт ответственность за безопасность движения трамвая (троллейбуса) по территории парка, который он сопровождает при производстве манёвра задним ходом.
      2.8.2. Сопровождающий должен иметь при себе сигнальный свисток, которым он обязан подавать сигналы при движении трамвая (троллейбуса) задним ходом.
      2.8.3. Сопровождающий подчинён водителю, с которым он работает.

      2.9. Сопровождающий должен знать:
      2.9.1. Правила технической эксплуатации, касающиеся безопасности движения по территории парка и настоящую Инструкцию.
      2.9.2. Расположение путей парка, стрелок, контактной сети и спецчастей, постоянных и временных сигналов, предупредительных надписей и ограждений, расположение строений на территории парка и мест проездов, с уменьшенными габаритами.
      2.9.3. Правила сигнализации и значение сигналов при производстве маневров на территории парка.

      2.10. Сопровождающий при производстве манёвров задним ходом обязан:
      2.10.1. Прежде чем подать сигнал водителю трогаться с места, посмотреть со всех сторон, нет ли препятствий на пути следования, нет ли в канавах под трамваем (троллейбусом) рабочих, производивших ремонт и не успевших уйти, нет ли предметов, мешающих движению, и только убедившись в полной безопасности, становится на переднюю площадку по ходу трамвая (троллейбуса) и подаёт свистком сигнал отправления.
      Для лучшей видимости двери передней и задней площадки должны быть открытыми.
      2.10.2. Оттягивание и поддерживание токоприёмника при маневрах задним ходом производить за верёвку, без наматывания её на руку.
      2.10.3. При поддерживании токоприёмников троллейбуса идти рядом с троллейбусом и не находиться на пути его движения.
      2.10.4. При подъезде к проёмам ворот депо, осмотровых помещений, к мачте или другому сооружению на междупутье, убедиться, что в этих местах нет людей, а в случае их наличия или появления, немедленно давать сигналы остановки.
      2.10.5. При подъезде к воротам следить, чтобы ворота были полностью открыты.
      2.10.6. При движении по территории парка следить за сигналами, подаваемыми работниками парка в случае замеченной опасности.
      2.10.7. Наблюдать за движением трамваев (троллейбусов) по соседним путям и подавать сигналы к немедленной остановке в случае опасности столкновения.
      2.10.8. При обнаружении предметов на проезжей части, препятствующих движению трамвая (троллейбуса), дать сигнал к остановке и удалить препятствие.
      2.10.9. При приближении к другому стоящему трамваю (троллейбусу) предупреждать сигналом водителя во избежание наезда.
      2.10.10. Сопровождающему трамвай (троллейбус) категорически запрещается стоять на подножке или высовываться в проём открытой двери или окна.

3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МАНЕВРИРОВАНИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

      3.1. При производстве маневровых работ применяются следующие сигналы, подаваемые водителю свистком или зуммером подвижного состава:
      один короткий (поезд стоит) - можно отправлять поезд в движение вперёд.
      два коротких (поезд в движении) - тише, тихий ход.
      три коротких (поезд в движении) - немедленно остановить поезд с применением экстренного торможения.
      один длинный (во время тумана подается периодически) - движение вперёд.
      Примечание: Сигнал экстренной остановки поезда может быть подан круговым движение руки или любым предметом.

      3.2. Проезд ворот.
      Въездные и выездные ворота депо открываются и закрываются автоматически путем замыкания токоприёмников вагона (троллейбуса) концевого выключателя, расположенного на контактном проводе за воротами. Кроме того, ворота могут открываться и закрываться при нажатии кнопки "откр." или "закр.", расположенных в проёме ворот или на пульте управления.
      При проезде ворот необходимо строго соблюдать следующие основные правила:
      3.2.1. Открыть ворота. Открывающиеся ворота можно остановить с кнопки "стой", затем кнопкой "откр." открыть их.
      3.2.2. Убедившись, что створки полностью открыты, проехать ворота с соблюдением всех правил техники безопасности.
      3.2.3. Интервал времени между вагонами (троллейбусами) при проезде ворот должен быть не менее 1-ой минуты.
      3.2.4. При необходимости проезда ворот подряд несколькими вагонами (троллейбусами), а также для проезда двух-трёх- вагонных поездов необходимо открыть ворота и отключить их привод с помощью пакетного выключателя.
      После проезда вновь включить приводы закрыть ворота нажатием кнопки "закр.".
      3.2.5. При проезде через ворота осмотровых канав, а также в других малогабаритных местах, двери трамвая (троллейбуса) должны быть закрыты.

      3.3. Правила движения трамваев (троллейбусов) задним ходом.
      3.3.1. Движение трамваев (троллейбусов) задним ходом разрешается производить лишь при наличии сопровождающего или водителя-перегонщика.
      3.3.2. Сопровождающий свистком предупреждает окружающих о движении трамвая (троллейбуса) задним ходом и свистком подаёт водителю команду об осаживании трамвая (троллейбуса).
      3.3.3. Движение троллейбуса должно осуществляться последовательными толчками, на расстояние на более 1 м. при каждом толчке.
      3.3.4. Запрещается передвигать задним ходом вагоны с двухсторонним управлением.
      3.3.5. При осаживании вагона с дуговым токоприёмником следует удерживать токоприёмник за верёвку, не наматывая её на руку, соблюдая особую осторожность при проезде негабаритных мест и спецчастей контактной сети.

      Непонятная водителем команда, отданная проводником, означает прекращение работы и экстренную остановку поезда (троллейбуса).

УКАЗАНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО МАНЕВРОВЫХ РАБОТ С ВАГОНАМИ ЛМ-68М

      Производство маневровых работ с открытой задней дверью на вагонах ЛМ-68М невозможно, т. к. в этом случае не соберется схема эл. цепи линейных контакторов вагона.
      При производстве работ, связанных с движение вагона ЛМ-68М назад, необходимо выполнять следующее:
      3.3.6. Допускается производить движение назад вагона с закрытыми дверьми на задней площадке, при этом проводник должен идти по ходу движения поезда на расстоянии 3х-5-ти метров, не находясь на пути его движения, и осуществлять видимую связь с водителем, при необходимости применять сигнализацию, указанную в п.3.1. Скорость движения должна быть не более 5 км/час.
      3.3.7. При невозможности обойтись вышеуказанными способами, следует на время производства маневровых работ с движением назад вынуть из цепи катушки "PC" и др. предохранитель "23П" в следующем порядке:
      - опустить токоприёмник.
      - выключить выключатель "3B" низковольтных цепей, расположенный в пульте, на панели с выключателями.
      - открыть крышку низковольтного шкафа.
      - вынуть из гнезда предохранитель "23П" с обозначением "освещение подножек", расположенный в среднем ряду, четвёртым справа.
      - закрыть крышку шкафа на запоры. Запрещается оставлять крышку, прислоненной к шкафу и не закрытой на запоры.
      - включить включатель "3B" и поднять пантограф.
      3.3.8. После окончания маневровых работ поставить предохранитель "23П" наместо, для чего выполнить операции в выше указанной последовательности по п. 3.3.7.
      3.3.9. При осаживании назад, поездов, работающих по системе многих единиц, кроме проверки вагонов на удельное сопротивление движению, водителю следует управлять данным поездом с первого, по ходу движения, вагона.

      3.4. Буксировка троллейбуса.
      Буксировка неисправного троллейбуса должна производиться с соблюдение следующих условий безопасности.
      3.4.1. Буксировка должна производиться только на жесткой сцепке длиною не более 4-х метров.
      3.4.2. За рулем буксируемого троллейбуса должно находиться лицо, имеющее удостоверение на право управления троллейбусом.
      3.4.3. Буксируемый троллейбус должен иметь исправное рулевое управление.
      3.4.4. Перед взятием неисправного троллейбуса на буксир, необходимо наполнить воздушную систему сжатым воздухом, завести токоприёмники под лиру и привязать их веревкой.
      3.4.5. В случае неисправности воздушной системы, как исключение, разрешается буксирование троллейбуса, соблюдая при этом особую осторожность.
      3.4.6. При буксировке троллейбуса в тёмное время, буксируемый троллейбус должен иметь освещение спереди и сзади (включены фары, одна группа освещения, габаритные огни).
      3.4.7. При буксировке линейной машины пассажиры должны быть высажены.
      Указание по производству маневровых работ на троллейбусных поездах.
      - при вождении троллейбусного поезда водителю, выполняющему маневровые работы, включая расстановку, перегонку и обкатку троллейбусных поездов, необходимо следить через зеркало заднего вида за движением прицепа.
      - при постановке троллейбусного поезда на траншею обязательно участие сопровождающего. В случае необходимости разрешается осаживание поезда назад с обязательным контролем сопровождающих сзади и сбоку.
      - водитель при необходимости должен осуществлять движение проезда на токоприёмниках первого троллейбуса, которые могут быть поставлены на контактные провода только при предварительно оттянутых токоприёмниках второго троллейбуса. Включение автоматического выключателя АВ-3 производится только при опущенных токоприёмниках на втором троллейбусе.
      - буксировка троллейбусного поезда разрешается без расцепления при помощи аварийной машины (МАЗ, КРАЗ).
      Допускается буксировка или выполнение маневровых работ на территории парка в случае неисправности троллейбусного поезда без наружной световой сигнализацией.

      3.5. Сцепка трамвайных вагонов.
      3.5.1. Сцепка вагонов на территории парка производится сцепщиком, обученным производству сцепки вагонов и прошедшим проверку знаний. Список лиц, которым разрешается производить сцепку вагонов (кроме водителей), утверждается приказом по парку.
      Все работники, связанные со сцепкой вагонов и водители должны хорошо знать конструкцию сцепных приборов подвижного состава и инструкцию по сцепке, буксировке поезда.
      3.5.2. Основные правила безопасности при сцепке следующие:
      - прицепляемый вагон должен быть заторможен ручным тормозом.
      - вагон, который будет производить буксировку, должен подаваться к прицепляемому вагону толчками (на первом положении контроллера), по сигналу сцепщика, неточные и неясные сигналы сцепщика, а также команды кого бы то ни было, кроме сцепщика не выполняются. Каждый неясный сигнал должен считаться сигналом остановки движения вагона.
      При сцепке водитель должен пользоваться ручным тормозом:
      - сцепщик должен работать в рукавицах.
      - сцепка неисправного вагона, подлежащего буксировке с буксирующим вагоном при наличии разнотипных сцепных приборов, должна производиться специально изготовленной буксировочной сцепкой (фигурной); сцепка вагонов допускается сцепными приборами только установленного типа.
      - при сцепке и расцепке вагонов на прямом участке пути сцепщик должен находится с правой стороны (по ходу движения), а на кривом - со стороны кривой большего радиуса, при этом встречное движение трамвая запрещается.
      - включение и отключение межвагонного высоковольтного кабеля (перекидки) необходимо производить только на осмотровых канавах, оборудованных специальными вышками при соблюдении следующих мер безопасности:
      а) при снятом напряжении контактного провода.
      б) при отключенных автоматических выключателях на всех вагонах.
      в) при опущенных и надёжно закреплённых токоприёмниках на всех вагонах.
      г) стоять на участке крыши покрытом нетокопроводящим материалом.

      З.6. При обточке колёсных пар на станке без выкатки их из-под вагонов передвижение других вагонов по канаве запрещается.

      З.7. Скорость вагонов при прохождении по станку для обточки колесных пар и через моечную машину не должна превышать З км/час.

      З.8. Подъём токоприёмников при опробовании электрооборудования под напряжением после ремонта, связанный с передвижением вагона (машины), производится только водителем-перегонщиком в присутствии мастера, который должен убедиться в безопасности обслуживающего персонала.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      4.1. Если с работающим произойдёт несчастный случай, он обязан немедленно сообщить мастеру (начальнику цеха) лично или через товарища и обратиться в медпункт за помощью.

               Зам. начальника по
               эксплуатации СПС                Е. А. Буковкин

               Инженер по ТБСПС              Н. А. Михайлова

Hosted by uCoz